Государственное учреждение образования «Средняя школа №12 г. Борисова»
телефон: +375177976267
email: https://school12.rooborisov.by, эл.п.- school12@rooborisov.by
222518 г. Борисов, ул. 10 лет БССР, 4

Статьи для успешных педагогов

Классификация методов воспитания

Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.

Класификация общих методов воспитания (по Каджаспировой Г.М. и Сластенину В.А.):

1. Методы формирования сознания личности (ум)

Рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций.

2. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (воля)

Поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (чувства)

Требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие.

4. Методы контроля и самоконтроля в воспитании

Педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций.

5. Методы самовоспитания

Рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

  1. Методы формирования сознания личности - методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок.

Задачи: Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей. Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям. Привнесение морали в сознание школьников. Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии). Формирование адекватной самооценки.

Рассказ – наиболее распространённый метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Это метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.

Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

Лекция – тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема, и на более высоком уровне теоретического обобщения.

Беседа - диалог воспитателя и детей. Беседа разъясняет нормы и правила поведения, формирует представления о главных жизненных ценностях, вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.

Диспут - этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссий, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников спорить.

Пример - этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на подражании. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким.

  1. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников- пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Задачи: Накопление нравственного опыта, формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Поручение – один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия.

Упражнение. Позволяет «удержать» ребенка в деятельности. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

  1. Методы стимулирования деятельности о поведения– методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшения своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Задачи: Закрепление положительных форм поведения, предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков, формирование положительной мотивации поведения.

Соревнование – один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей.

Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Непосредственное требование (прямое): приказ, запрет, указание. Косвенное: совет, доверие, недоверие, просьба, намек. Опосредованное требование - через общественное мнение. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.

Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Виды: похвала, одобрение, награждение, предоставление почетных прав.

Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков. Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, наложение дополнительных обязанностей, отсроченное наказание, отказ от наказания, выговор, неодобрение. Важно помнить: наказание не должно вредить здоровью, за один проступок - одно наказание, ребенок не должен бояться наказания, нельзя унижать ребенка.

  1. Методы контроля и самоконтроля в воспитании - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия.

Задачи: обеспечение информации о ходе и результативности воспитания; своевременное выявление возникающих противоречий и проблем; формирование оценки и самооценки поведения.

  1. Методы самовоспитания– методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.

Задачи: формирование потребности в самовоспитании и самообразовании, формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии, выработка умений и навыков самовоспитания.

Существует и другой подход к классификации, согласно которому три метода воспитания (по Пидкасистому П.И.) – это три стороны педагогического влияния на становление личности, а педагог только:

- способствует восприятию мира;

- помогает ребенку осмысливать этот мир;

- инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Введение «методов воспитания» обусловлено психологической природой отношения.

Отношения – это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах: рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует.

Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, аппелирующее к разуму. Практически -действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие.

Отсюда следуют и три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

Метод убеждения выступает в виде – суждения педагога; аргументации педагога; мнения, высказанное педагогом; диалога; дискуссии; обмена впечатлениями; советов, рекомендаций и др.

Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, оснащающего его поведенческими умениями: пример педагога; просьбой что-либо сделать; просьбой что-либо переделать; показом-инстуркцией; специальным тренингом; игрой с этико-психологическими правилами; традиционным оформлением некоторых правил поведения; приказ к действию в особых случаях и др.

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки.

Виды открытой оценки – поощрение (одобрение, похвала, награждение, благодарность, присвоение звания) и наказание (неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения или группы).

Приемы воспитания - элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника его реализации.

 

Признаки гиперактивного ребенка

 

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, на приеме врача, на игровой площадке — будет вести себя одинаково, бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на интересном предмете. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых - их можно уговорить или наказать. Гиперактивных же нет, к ним нужно применять особый подход.

Поведение гиперактивного ребенка определяется тремя основными критериями. Такими как невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

 Критерий «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

    - ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий;

 - ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь;

-  ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца;

-ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;

- ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;

- ребенок часто теряет свои вещи, предметы;

- ребенок легко отвлекается на посторонние предметы;

- ребенок постоянно все забывает.

Чтобы назвать ребенка «невнимательным» у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Критерий «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

- ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно;

- ребенок не в состоянии долго усидеть на месте;

- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели;

- ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным;

- ребенок всегда нацелен на движение;

- часто бывает болтливым.

Критерий «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца;

- ребенок с трудом дожидается своей очереди;

 - ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только тогда, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

 

Секреты эффективного взаимодействия с родителями

 

Сегодня довольно часто в педагогических кругах можно услышать фразу: «Не так сложно работать с учениками, как трудно взаимодействовать с их родителями». Практически у каждого учителя найдется личный пример о трудностях общения с родителями. В этой статье мы постараемся ответить, почему же возникают подобные трудности. Для этого необходимо примерить на себя роль родителя и представить в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению педагога пришел в школу пообщаться о своем ребенке.

Важно понимать родительское отношение к ребенку, проявляется оно так: с одной стороны, родитель принимает своего ребенка таким, какой он есть, с другой же – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы тот был успешен. К трудностям и неудачам своего ребенка родитель относится лично и пристрастно – это для него является показателем своей собственной успешности.

Принимая во внимание данную позицию родителей, стоит следовать следующим приёмам конструктивного взаимодействия.

Прежде всего, необходимо реагировать на эмоциональные переживания родителей, уделять внимание их чувствам. Удачной формой такой поддержки выступает называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме: «»Да это сложно», «В этом случае вам обидно». С помощью таких выражений родители чувствуют, что учитель слышит и понимает его.

При общении с родителями, следует подчеркивать, что имеющиеся трудности ребенка, свойственны для данного возраста и вполне разрешимы. Это дает родителю понять, что не только его ребенок проблемный и вообще это норма.

Не помешает создать позитивный настрой, подчеркивая мотивацию родителя, отмечая усилия, которые он прилагает для ребенка. Тогда родитель будет чувствовать себя понятым и признанным. Полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия. Важно формулировать общие с родителями цели и ценности, касаемые воспитания детей.

Одним из эффективных приемов повышения активности родителей – постановка его в роль эксперта. Учитель и родители видят ребенка с разных сторон, учителю никогда не увидеть ребенка таким, каким его знают родители. Когда нужно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, ценный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При выстраивании маршрута помощи ребенку не стоит давать размытых формулировок и общих рекомендаций, это ни к чему не приведет. Лучше разобрать конкретные поведенческие модели и примеры проблемных ситуаций.

В конце беседы полезно получить обратную связь от родителя. Это можно сделать с помощью следующих вопросов: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсудили?», «Чем вы воспользуетесь?» и т.д. Это поможет родителю сфокусироваться на главном в проведенном разговоре, а также перенести рекомендации педагога в реальную жизнь.

 

Эмоциональное выгорание в профессии педагога: как его избежать

 

Эмоциональное выгорание – это состояние эмоционального истощения, которое влияет на физическое и умственное самочувствие человека. 

Выгорание - это условное устойчивое состояние, которое влияет на эмоциональную систему человека.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: усталость, бессонница, истощение, негативные установки по отношению к коллегам, ученикам, родным, своей работе и себе самому. Появляется недобросовестное отношение к своей работе, потеря аппетита, усиление пассивности и агрессия.

Чтобы избежать эмоциональное выгорание стоит придерживаться таким рекомендациям:

- Поменяйте отношение к жизни, пусть оно будет позитивное. Постарайтесь запомнить: если не можешь изменить обстоятельства – измени к ним своё отношение, если можешь изменить ситуацию – измени её.

- Проявите внимательность к себе. Если вы чувствуете недомогание, не берите на себя дополнительной работы, а посветите свободное время для отдыха. Это поможет предотвратить начало психологического выгорания.

- Заботьтесь о своём внешнем и внутреннем мире.  Ведите здоровый образ жизни, общайтесь с приятными для вас людьми. Читайте книги, новые статьи и смотрите интересные фильмы.

- Высыпайтесь! Хороший режим сна убережёт вас от стресса, бессонницы. Появление стресса влечёт за собой бессонницу.

- Любите себя! Окружайте себя приятными для вас людьми, отдыхайте, когда чувствуете усталость. Совершайте покупки вещей, которые доставят вам эмоциональную радость, делайте зарядку. Найдите себе хобби и погрузитесь в него.

- Живите своей жизнью. Прислушивайтесь к своим мыслям, желаниям.

- Помните, что у вас есть личная жизнь! Проводите время с любимыми людьми.

- Внесите в свою жизнь что-то новое. Смените причёску, займитесь спортом, поменяйте маршрут, по которому ходите на работу, переставьте мебель.

-  Если вы в постоянной спешке, замедлите вам темп. Дайте отдохнуть своему организму.

- Выезжайте на природу. Посидите в лесу, послушайте шум деревьев, пение птиц. Съездите к озеру или речке, послушайте звуки воды.

- Впустите в свою жизнь юмор. Он поможет справиться с напряжением, перебороть тревожность и страх. Он поможет вам стать свободнее в своих эмоциях.

- Применяйте к себе метод позитивного мышления. Определите негативные мысли, причиняющие вам дискомфорт. Например: я не верю, что моя жизнь станет легче. Измените мысли в позитивную сторону, которые помогут стать увереннее в себе и своих силах,  например: моя жизнь станет лучше, я в это верю, я смогу это сделать.

Это всё способствует снижению или недопущению эмоционального выгорания.

 

 

Правила взаимодействия с подростком, склонным к аутоагрессии

Быть родителем непросто. Воспитание детей - это труд, который требует кропотливости, колоссального терпения и конкретности мыслей. Но порой поведение подрастающего поколения ставит в тупик самых креативных родителей. И здесь им на помощь приходят советы психологов. Сегодня мы предлагаем рассмотреть самые неординарные проблемы и способы выхода из них.

Аутоагрессивное поведение

Агрессия, направленная на себя, пугает любого родителя. Главное здесь правильно и вовремя распознать, и отличить действительно опасные симптомы от хвастовства. При этом надо иметь в виду, что повышенное внимание и чрезмерная эмоциональная реакция взрослых может как спровоцировать дальнейшие вспышки аутоагрессии, так и напугать подростка, заставив его скрывать самоповреждения от взрослых.

Как вести себя родителям:

- Обращайте внимание на любые повреждения на теле ребенка: царапины, ссадины, следы проколов.  Спокойно интересуйтесь, каким образом он их получил. Если таких случаев становится все больше, стоит насторожиться.

- Напоминайте ребенку о том, что вы расспрашиваете его не для того, чтобы ругать, объясните, что ваше беспокойство вызвано исключительно заботой о нем.

- Приучайте подростка промывать царапины и ссадины, мазать их йодом, заклеивать пластырем. Это на бессознательном образе формирует у человека образ своего тела, как ценности, которую он любит и о которой должен заботиться.

- Неуравновешенные дети могут перенимать такой стиль поведения у своих друзей или более популярных в коллективе сверстников. Это своего рода возможность придать себе вес и выделиться. К такому копированию склонны подростки с низкой самооценкой. Родителям следует обратить серьезное внимание на душевное состояние подростка и на отношение его с другими детьми.

- Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьезного внимания взрослых.  Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьёзного внимания взрослых. Обратитесь за помощью к психологам. Не бойтесь, что вам посчитают плохим родителем или что ваша тревога спровоцирует у ребенка желание манипулировать вами. Склонность к причинению вреда связана с такими чертами характера, как замкнутость, застенчивость и обидчивость.

Если вы стали свидетелем самоповреждающего поведения:

Во-первых, ни в коем случае не впадайте в панику.  В таком состоянии ребенок может быть крайне возбужден, и ваша чрезмерная реакция вместо того, чтобы успокоить его, закрепит в нем воспоминание о сильном переживании и превратит самоповреждающее поведение в привычный способ эмоциональной разрядки.

Постарайтесь успокоить ребенка, разговаривая с ним. Это лучший способ унять тревогу. Сядьте рядом, обнимите его, погладьте, пока он не расслабится и не отвлечется. Позже поговорите о происшедшем: объясните, что иногда люди наносят себе повреждения или причиняют боль, когда им тоскливо или в голову лезут плохие мысли. Объясните, что это неудачный способ, так как он не устраняет тревогу. А только заглушает ее с помощью боли и страха. Скажите, что вы всегда готовы поговорить с ребенком или просто посидеть рядом, если он в этом нуждается.

Если к несчастью, подросток нанес себе слишком сильное повреждение и вам кажется, что лучше обратится к врачу, сделайте это обязательно. Не нужно понапрасну пугать ребенка («Тебя заберут в больницу!») или изливать на него свой гнев.  Ему и так, скорее всего, страшно и стыдно. Скажите, что не произошло ничего непоправимого. Что иногда люди, когда им плохо, совершают глупости. Объясните, что вы оба напуганы и расстроены, но лучше все-таки показаться врачу, чтобы избежать неприятных последствий.  При первой же возможности серьёзно поговорите с ребенком, объясните, что такого рода поступки могут закончиться гораздо хуже, чем он думает.

В последствии не делайте вид, будто ничего не произошло. Иногда взрослые полагают. Что таким образом можно избежать повторения страшного эпизода.  На самом деле подросток воспринимает подобное поведение, как желание игнорировать его проблемы. Конечно, не стоит ежедневно демонстративно осматривать кожу ребенка на предмет новых повреждений. Но не стесняйтесь показывать, что вы помните о произошедшем и волнуетесь.

 

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ

 

Как уберечь подростка от суицида?

Как правило, психика подростка 13-14 лет очень подвижна. И достаточно любой, на первый взгляд незначительной причины, чтобы вызвать нервный срыв, нередко заканчивающийся суицидальными попытками.

Что же толкает их, таких юных и ранимых, на отчаянный шаг?

Причины могут быть различны. Непонимание в среде ровесников, первое безответное чувство, не сложившиеся отношения с родителями, педагогами - вот далеко не полный список самых распространенных из них.

И решение этой проблемы на 80 процентов зависит от родных и близких подростка. Именно среди них должен найтись человек, который сможет вызвать уважение, доверие подростка, человек, способный объяснить - сказать и быть услышанным проблемным ребенком в тяжелый для него период, тот, кто может послужить альтернативным средством суицида, своего рода психологом, убежищем от стрессов.

Некоторые родители обращаются к профессиональным психотерапевтам. Но,

откровенно говоря, очень немногие подростки идут добровольно на контакт с врачом. А как же иначе - они здоровы, а их к врачу тащат?! Опять непонимание... и так без конца.

Есть ли выход из замкнутого круга?

Каким бы странным вам он ни показался, выход этот - ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА. Что же подразумевается под этим понятием?  Ваш ребенок не вчера родился. Вы растили его на протяжении ряда лет, знаете все его привычки, пристрастия, его характер.
Вы досконально изучили его вкусы, успехи, неудачи - ведь вы же родители!

А как часто вы задумывались о том, чем живет ваш ребенок? Что происходит у него в душе? Что для него важно? Что он считает жизненными приоритетами?

Просто ответьте сейчас себе мысленно - когда вы вместе со своим ребенком - ибо в любом возрасте он для вас останется ребенком - вместе смотрели фильм? Какой это был фильм? Он комментировал его или после просмотра молча ушел к себе? Когда вы последний раз смотрели ему в глаза? Они темнеют, когда он злится? Или светлеют? Он любит бабочек? А какие девушки (парни) ему (ей) нравятся - вы можете назвать тип, цвет волос, глаз? К вам часто приходят его друзья? Или он предпочитает ходить к ним в гости? А почему? Скажите, как он называл вас в детстве? И как зовет сейчас? Что-либо изменилось?

Вы смогли ответить на все вопросы? Ваш ребенок никогда не прибегнет к суициду и всегда в трудной ситуации придет к вам? Не ответили и на половину?....Конечно, всё это очень условно. Просто очень часто нам некогда. Мы боремся за выживание, работаем, делаем дела, решаем свои проблемы и не замечаем, что рядом живёт и формируется Личность, Индивидуальность, отличная от вас, со своими проблемами, неурядицами, трудностями. И если вы смогли найти в себе терпение, силу и мудрость, чтобы жить интересами своего ребенка, можете быть уверены в том, что он никогда не будет решать свои проблемы таким образом.

Но иногда отношения не складываются. И ТОГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ВЧЕРАШНИЙ МИЛЫЙ МАЛЫШ ПРЕВРАТИЛСЯ В ГРУБОГО, УГЛОВАТОГО ПОДРОСТКА С ХАМСКИМИ ЗАМАШКАМИ, ХУЛИГАНА, С КОТОРЫМ НЕ СПРАВИТЬСЯ. А быть может - и чаще всего так и есть - это лишь способ привлечь к себе внимание? Ваше внимание? Доказать, что и он чего-то стоит? Что он достоин и уважения, и доверия, что с ним нужно считаться?

Некоторые выбирают для этого страшный, но действенный способ - пытаются покончить с собой. Если это - попытка привлечь внимание (родителей, друзей, любимого человека) - эту проблему можно решить. Осторожно, чтобы не вызвать у подростка агрессии. Если же это решение продиктовано отчаянием и действительно нежеланием жить (хотя процент таких подростков очень мал), то родителям лучше обратиться за помощью к специалистам, самостоятельно решить эту проблему крайне сложно.

Симптомы, которые должны насторожить родителей и педагогов:

  • редкие изменения в поведении и внешности ребенка;
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • склонность к одиночеству;
  • безосновательно снижение успеваемости;
  • отказ от посещения школы;
  • слезы без видимой причины;
  • разговоры о смерти;
  • раздача своих вещей.


 

Некоторые признаки подросткового суицидального риска

  • Словесные: непосредственные заявления: «Я подумываю о самоубийстве», «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить»; косвенные высказывания: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду»; многозначительное прощание с другими людьми.
  • Поведенческие:

- злоупотребление алкоголем, наркотиками;

– отчаяние;

– повторное прослушивание грустной музыки и песен;

– самоизоляция от семьи и любимых людей;

– резкое снижение жизненной, социальной активности, вялость и апатия;

– приведение в порядок своих дел;

– несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью;

– стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам;

– суицидальные попытки в прошлом;

– чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.

 

Признаки, причины, помощь

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая - это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь - это непоправимая трагедия.

 

Причины подростковых самоубийств:

•  Проблемы и конфликты в семье.

•   Насилие в семье.

•   Несчастная любовь.

•  Подражание кумирам или из чувства коллективизма.

•  Потеря родственников и близких.


 

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку:

1.  Подберите ключи к разгадке суицида.

2.   Примите суицидента как личность.

3. Установите заботливые взаимоотношения.

4.  Не спорьте.

5.  Будьте внимательным слушателем.

6.   Задавайте вопросы.

7.   Не предлагайте неоправданных утешений.

8.   Предложите конструктивные подходы.

9.   Вселяйте надежду.

10.  Оцените степень риска самоубийства.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

12. Обратитесь за помощью к специалистам.

13. Важность сохранения заботы и поддержки.


 Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

· перемены в поведении - уединение, рискованное поведение;

· проблемы в учёбе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;

·  признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;

· чувство вины, потеря интереса;

·   устные заявления - «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;

·  темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;

·  вызывающая одежда;

·   предыдущая суицидальная попытка;

·  подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;

·  сексуальное или физическое злоупотребление;

·   употребление, а в последствии и злоупотребление алкоголем;

·  неожиданная беременность;

·   наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

 

Признаки готовящегося самоубийства:

·    Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления. 

·   Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.

·   Внешняя удовлетворённость - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.

·   Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

·   Словесные указания или угрозы.

·    Вспышки гнева у импульсивных подростков.

·    Потеря близкого человека.

·     Уход из дома.

·    Бессонница.


         Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности, мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

 

Первая помощь при  суициде.

1. Если Вы стали свидетелем самоубийства, а у Вас нет времени на преодоление собственного  эмоционального шока, нужно принять быстрые действия.

2.      Необходимо вызвать помощь по телефону.

3. Попытаться оказать первую доврачебную помощь:

·     остановить кровотечение - на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) - жгут выше раны;

·   при  повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;

·     если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;

·     при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!

·    при бессознательном состоянии - следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок, чтобы не запал язык;

·    если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля;

·  если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт, психологически не оставляя его одного!!!

 

 

Версия сайта для слабовидящих